Обширные территории некрополей окружали город. С изучения курганных погребений Фанагории еще в 18 веке начиналась история раскопок этого грандиозного комплекса. Скелетные останки из погребений – особый источник для изучения жизни античной и средневековой Фанагории. На скелетах запечатлеваются следы болезней, травм и ранений, особенности физических нагрузок и последствия того или иного типа питания. В отличие от рукотворных текстов, этот источник не лукавит и не стремится к созданию определенного имиджа событий. Поэтому так важны данные, полученные при изучении скелетных (палеоантропологических) останков людей.

Некрополи Фанагории хранят эти объективные свидетельства жизни людей различных веков, поэтому у нас есть возможность проследить за тем, как изменялся физический облик жителей города на протяжении столетий.

Наиболее ранние материалы, собранные за последние десять лет, происходят из погребений эпохи эллинизма (3–2 вв. до н.э.).  В то время средняя продолжительность жизни горожанина была всего около 39 лет, причем, в отличие от современной ситуации, женщины умирали раньше мужчин и, в среднем, жили не дольше 32 лет. Причиной ранней женской смертности, вероятнее всего, становились стрессы, связанные с рождением ребенка и уходом за младенцами. Примерно треть женщин не доживала до 25 лет, а львиная доля детской смертности связана с возрастом до 3 лет.

Средняя продолжительность жизни мужчин составляла около 45 лет. Отметим, что такой показатель в столь отдаленную эпоху может считаться очень благополучным, так как большинство людей того времени, по данным палеоантропологии, не доживали до 40 лет. Удивил бы нас и внешний облик этих людей. Так, показатели длины тела их существенно отличались от современных: если «среднестатистический» россиянин сегодня имеет рост около 177 см, то средний «фанагориец» эпохи эллинизма был более чем на 15 см ниже! Средняя длина тела мужчин была около 160 см, женщин – итого меньше, около 155 см.

Если судить о состоянии здоровья этих людей, то следует отметить, что у них часто болели зубы – кариес не был редкостью в этой среде. Эта картина достаточно типична для обеспеченных слоев городского общества, которые могли побаловать себя сладостями и мягкой углеводной пищей.

Современные методы позволяют нам даже заглянуть в детство тех людей, которые умерли уже в зрелом возрасте. Дело в том, что в период формирования коронок постоянной генерации зубов (от полугода до 12 лет), любой значительный стресс, будь то болезнь, недоедание, угнетенное состояние, сказывается на структуре эмали, проявляется в своеобразных «полосках–бороздках», хорошо заметных на поверхности. Эти маркеры стрессов получили название эмалевой гипоплазии и легко фиксируются. Среди жителей Фанагории периода эллинизма, как мы это можем наблюдать по материалам из погребений этого периода, до 40% женщин имели эти дефекты эмали, и только 29% мужчин. Несмотря на то, что и тот и другой показатель являются высокими и свидетельствуют о систематических стрессах в детстве, очевидно, что условия жизни девочек были гораздо менее благоприятными, чем у мальчиков. Таким образом, уже отмеченный нами раньше более короткий срок жизни женщин становится еще более объясним, так как сниженное качество жизни сопровождало женщин с детства.

Следы заживших и незаживших травм – объективный указатель на определённый уровень агрессивности в обществе. Для людей 3–1 вв. до н.э. в целом не типичны следы боевого травматизма. Однако нами зафиксированы очевидные последствия рукопашного боя. Так, на лобной кости мужчины в возрасте 30–39 лет обнаружены следы заросших ранений. Форма повреждений кости позволяет считать, что ранение было нанесено копьем. Если предположить, что мужчина получил эту травму в положении стоя, то, вероятнее всего, его противником был всадник, так как копье было направлено сверху вниз. Раны были не проникающими (возможно, его спас шлем или иной головной убор), а их заживление прошло без воспалений и осложнений.

Можно с уверенностью судить о том, что с приходом римского владычества население Фанагории сильно изменяется по ряду параметров. Так, если средняя продолжительность жизни остается примерно на уровне 38–39 лет, то женщины живут дольше (около 36 лет), а мужчины в среднем не доживают до 42 лет. Среди мужской части умерших не редки случаи захоронения молодых людей (до 25 лет). Четвертое десятилетие жизни оказывается сопряженным с наибольшими рисками смерти. Такая картина, в первую очередь, может быть связана с увеличение боевых столкновений. Плохая сохранность останков зачастую не позволяет нам обнаружить следы ранений. Однако сама по себе демографическая картина свидетельствует о том, что из жизни уходили мужчины,  не отягощенные возрастными недугами, а преимущественно люди в расцвете физической формы. Именно в этой хронологической группе были обнаружены индивиды с травмами головы и конечностей. Один из наиболее ярких примеров – двойное зажившее ранение свода черепа. Удар был опять-таки нанесен из положения сверху, но не оказался летальным. Заживление прошло благополучно и человек еще долгие годы после этого жил.

Любопытен случай образования ложного сустава на локтевой кости, как результата того, что конечность не была иммобилизована (ни гипса, ни лангетки!) и заживление происходило с осложнением. На многих скелетах присутствует такая морфологическая черта, как «фасетка всадника» – своеобразная площадка, которая формируется в период роста и связана с систематическими нагрузками на верхнюю часть головки и шейки бедренной кости. Эта особенность может быть связана с активной верховой ездой, начиная с детского возраста. Фасетка встречена лишь на мужских скелетах.

Интересные случаи хондродисплазии – нарушения развития хрящевой ткани, и в результате этого развивающейся формы карликовости. По крайне мере, два индивида мужского пола имели такие проявления. Хондродиплазия –генетически детерминированная патология, формируется в результате мутации, может передаваться по наследству. Отметим, что карлики во все времена были в окружении правителей разного ранга. Эти факты известны, начиная с истории фараонов Древнего Египта и заканчивая жизнью королевских дворов Европы, окружением российских императоров и императриц…

Частота такого маркера физиологического стресса, как эмалевая гипоплазия, в целом в группе римского времени значительно уменьшается (примерно вдвое!). Чаще этот признак отмечают на зубах женщин, и только изредка он формировался на зубах мужчин. Интересно, что среди детей, которые по разным причинам так и не дожили до взрослого состояния, процент встречаемости эмалевой гипоплазии вдвое больше, чем у взрослых. Наиболее распространенные причины детской смертности были связаны с хроническими поражениями здоровья ребенка.

Особый интерес в группе погребений римского времени представляют захоронения в склепах. Большие склепы, расположенные в центральной части Восточного некрополя Фанагории, содержат останки не только нескольких умерших, но, в некоторых случаях, нескольких десятков умерших! Подавляющее большинство людей из склепов (80%) – мужчины. Среди них много как молодых, так и зрелого возраста. Больше 32% мужчин из захоронений в склепах старше 45 лет. Это указывает на высокие показатели качества жизни индивидов, погребенных в таких сооружениях. Значительное морфологические сходство мужчин позволяет нам думать, что это был семейный склеп, но малый процент детей и женщин определенно указывает на то, что родство по крови было не единственным фактором, который определял право быть погребенным в склепе.

Один из наиболее интересных и актуальных для сегодняшнего дня вопросов – как контактировали античные цивилизации с варварским миром? В каких формах взаимодействовали эти совершенно разные культуры? В связи с этим вопросом очень интересно изучение варварского обычая деформировать голову младенца, которая описана еще в трудах Геродота, и была широко распространены в среде сарматского населения, вступавшего в контакт с античными городами Северного Причерноморья в римское время. Среди погребенных этого времени встречены отдельные случаи с проявлением преднамеренной деформации черепа. Причем, ни один из них не демонстрирует существенное изменение формы головы и лица. Возможно, в этом можно видеть результат взаимодействия культурных традиций.

Итак, изучение скелетных останков людей из некрополей Фанагории приоткрывает нам особенности их обыденной жизни и дает возможность увидеть в них не только легендарных создателей величественных храмов и курганов, но и реальных людей, жизнь каждого из которых ложилась короткой строкой в долгую полуторатысячелетную историю жизни Фанагории.