Значительная часть древней Фанагории затоплена морем. С 1999 г. в рамках Таманской экспедиции начал работать подводный отряд, который систематически обследует морское дно в районе этого памятника, в том числе с применением самой современной аппаратуры. В 2004 г. было сделано очень важное для науки открытие: в один из дней неподалеку от западной границы памятника на расстоянии около 120 м от берега был обнаружен угол мраморного блока, который давал надежду на находку необычного объекта. Дно в этом месте покрыто слоем песка и небольшим количеством водорослей. В результате расчистки грунтососом небольшого участка морского дна обнаружилась следующая картина. Под слоем песка находилось скопление камней, среди которых обнаружили строительные блоки, архитектурные детали, обломки мраморных статуй. В результате планомерной расчистки участка стало ясно, что сделано поистине сенсационное открытие: это был ряж или подводный фундамент, на котором в древности было построено какое-то портовое сооружение (например, пирс или маяк). В Средиземноморье такие сооружения редки и, как правило, сохраняются фрагментарно. Исключением являются остатки портовых сооружений в столице иудейского царя Герода (Ирода) Великого Кесарии (средиземноморское побережье Израиля). Фундамент был построен в виде своеобразной клетки из бревен, которая была заполнена камнями вторичного использования.

Обломки мраморных статуй, некогда стоявших на площадях Фанагории, архитектурные детали храмов с великолепной и сложной резьбой, орнаментированные надгробные плиты с различными сюжетами. И надписи на древнегреческом языке. Выбитые на мраморных плитах документы являются наиболее желанной находкой, потому что это живое слово в мире безмолвной археологии.

Полностью сохранились четыре надписи: посвящение царя Аспурга; о восстановлении портика; постамент под статую с посвятительной надписью царю Савромату II; надгробие жены Митридата VI Евпатора.

Надпись Аспурга

Царь Аспург, друг римлян, сын царя Асандроха, [посвятил статую] Эрота Афродите Урании, владычице Апатура, в качестве благодарственного дара

Надпись вырезана на большом строительном блоке, который был установлен в стене здания, полностью выстроенного из мрамора. Эта надпись имеет большое значение для уточнения династической истории Боспора. Хронология боспорских царей после гибели Фарнака, сына Митридата Евпатора, не совсем ясна. В период противостояния Фарнака Юлию Цезарю царь оставил в Пантикапее для контроля над ситуацией на Боспоре эпитропа по имени Асандр. Воспользовавшись тяжелым положением Фарнака, Асандр захватил власть на Боспоре. Для легализации своих претензий на престол он женился на дочери Фарнака и внучке Митридата Евпатора — Динамии. После его смерти около 20 г. до н.э. Динамия правила в течение ряда лет, но период с 8 г. до н.э. по 14 г. н.э. не освещен письменными источниками. Соответственно мы не знаем точно, кто правил Боспором в этот период. Только нумизматика частично помогает оценить ситуацию на Боспоре. Однако на монетах этого времени нет полного имени царя, а лишь монограммы. Поэтому единственным твердо зафиксированным фактом считается то, что в 14 г. н.э. Аспург официально был признан Римом царем Боспора. На основании чеканившихся Аспургом монет известна дата его смерти — 37 г. Некоторые исследователи полагали, что Аспург не был законным наследником боспорского престола, который он захватил силой. Но в надписи из Фанагории он прямо называется сыном Асандроха, который идентичен боспорскому царю Асандру. Таким образом, Аспург, будучи через свою мать Динамию потомком Митридата Евпатора, имел все права на боспорский престол.

Царь Аспург совершил благодарственный дар Афродите по поводу неизвестного нам события. Почему он был посвящен именно этой богине? Афродита с самого начала колонизации этого региона была главной богиней греческих переселенцев. При этом культ Афродиты Урании, владычицы Апатура, был распространен исключительно на Боспоре. Многие исследователи согласны в том, что он произошел от слияния культов Афродиты и местной скифо-сарматской богини Аргимпасы. Древний географ Страбон сообщает, что в Фанагории было знаменитое святилище Афродиты Апатуры. Отсюда следует, что боспорский царь посвятил статую Эрота в качестве благодарственного дара в один из важнейших храмов государства. Принимая во внимание то обстоятельство, что Афродита Урания была покровительницей боспорских царей и всего государства, можно полагать, что посвящение последовало после какого-то важного для Аспурга события.

Надпись на постаменте

В добрый час. Происходящего от предков царей, великого царя Тиб[ерия] Юлия Савромата [его статую], сына царя Реметалка, друга цезаря и друга римлян, благочестивого, любящего свое отечество, пожизненного первосвященника августов, благодетеля отечества и основателя, Юлий Менестрат, архикойтонит (постельничий), своего бога и владыку почета ради [поставил]

Мраморный постамент под статую оказался самой крупной по размерам находкой. Его высота 1,47 м. На верхней площадке постамента сделаны углубления для ног. Фигура стояла, опершись на прямую левую ногу, тогда как правая была согнута и отставлена назад. Правой рукой царя опирался на посох, для которого в переднем левом углу поверхности постамента было сделано небольшое углубление. В верхней части лицевой стороны постамента была вырезана десятистрочная надпись. Под самой надписью в довольно высоком рельефе дано изображение быка. Разъяренное животное привязано веревкой к кольцу, его туловище обвязано лавровым венком. Очевидно, бык приготовлен для жертвоприношения.

Итак, надпись сообщает, что статуя, стоявшая на постаменте, была посвящена боспорскому царю Савромату II. Здесь использована самая полная официальная титулатура, известная для боспорских царей. Надпись датируется временем царствования Тиберия Юлия Савромата II, который правил на Боспоре с 173/4 по 210/11 гг. В послемитридатовскую эпоху новые правители Боспора, начиная с Фарнака, пытались отстоять в течение какого-то времени независимость своего царства и даже расширить его границы. Однако очень быстро стало ясно, что противостоять могуществу Рима практически невозможно, поэтому между ними сложился определенный паритет. С одной стороны, Рим не смог превратить Боспор в свою провинцию, поскольку эти территории слишком удалены от Средиземноморья и трудны для управления. Рим был, очевидно, согласен пойти на определенные уступки в вопросе об относительной независимости Боспора при условии контролирования им варварских передвижений вдоль северного побережья Понта. Более того, начиная с середины II в. н.э. боспорские цари получали от римской администрации ежегодные субсидии на эти цели. Варварская же угроза была, по всей видимости, велика. На протяжении I–II вв. боспорские надписи сообщают о ряде побед над скифами и другими варварами. Не случайно Боспор был едва ли не единственным среди восточных царств, который так никогда и не вошел в состав какой-либо римской провинции.

С другой стороны, над Боспорским царством всегда висел дамоклов меч римского вторжения в случае, если бы императора что-то не устроило в политике боспорского царя. По этой причине Боспор должен был признать свою вассальную зависимость. Соответственно боспорские цари должны были демонстрировать свою лояльность по отношению к Риму и императору. Это нашло отражение как в использовании царями «проримской» титулатуры, широко распространенной по всей империи, принятии ими имен римских императоров Тиберия Юлия, так и в пожизненном выполнении обязанностей первосвященников культа императоров. По всей видимости, в столице государства, Пантикапее, был построен храм, где отправ¬лялся этот культ. Как бы то ни было, существование такого храма (кесарион) зафиксировано надписью первой половиной II в. н.э. в Фанагории. Совершенно очевидно, что хотя Боспор и не вошел в состав какой-либо провинции, он находился в полном подчинении Рима.

Строительная надпись. 220 г. н.э. 

В добрый час! В царствование царя Тиберия Юлия Рескупорида, сына великого царя Савромата, друга цезаря и друга римского народа, благочестивого, портик, разрушенный войной, отстроил заново от основания Бейбий, сын Ахемена, внук Бейбия, лохаг, восстановив для отечества при нессархе (начальнике острова) Публие, сыне Антимаха, внуке Деметрия, попечением Гелия, сына Мена, в 517 году в месяце Лое первого числа

Это первая такого рода надпись, найденная в Фанагории. Здесь прежде всего обращает на себя внимание упоминание о неизвестной до сих пор войне, которая произошла около 220 г. н.э. Интерес вызывает слово нессарх. Его можно перевести как «начальник острова». Известно, что на Боспоре была должность, которая называлась «начальник острова» (по-гречески она звучит несколько иначе, чем новый термин). Предполагается, что слово «остров» обозначало азиатскую часть Боспорского государства (Таманский полуостров), которой руководил специальный наместник царя. Его резиденция, по всей видимости, находилась в столице азиатской половины царства, в Фанагории. Новый термин встречается впервые не только в боспорских надписях, но и вообще в греческой эпиграфике. Еще один важный вопрос, который возникает при чтении новой надписи: о какой войне, результатом чего стало разрушение стои в Фанагории, может идти речь? Боспорское государство в первые века нашей эры неоднократно вело войны с окружающими племенами скифов, тавров, сарматов, о чем говорится в ряде боспорских надписей. Эпиграфические документы второй половины II – начала III в. н.э. свидетельствуют о многочисленных ремонтных работах оборонительных сооружений в пограничном с варварами Танаисе в устье Дона. Не исключено, что незадолго до 220 г. н.э. во время одного из своих набегов варварские племена смогли захватить какие-то боспорские города, в том числе и Фанагорию. В результате этой войны городу был причинен определенный ущерб, о чем мы знаем только по разрушению портика.

Надгробная надпись

Гипсикрат, жена царя Митридата Евпатора Диониса, прощай

Эта надпись, вырезанная на верхней части мраморного постамента под бронзовую статую, является совершенно уникальной. Нижняя часть постамента не найдена. По всей видимости, постамент был высоким, о чем говорят большие размеры букв (3,5–4 см), чтобы они могли читаться с довольно большого расстояния.

Из текста следует, что постамент со статуей был надгробием жены понтийского царя Митридата VI Евпатора. Однако неожиданным является то, что женой царя назван мужчина по имени Гипсикрат! Эта совершенно неординарная надпись поставила исследователей в тупик! К счастью, необыкновенные открытия не закончились с находкой этого документа. В биографии знаменитого римского полководца Помпея, написанной Плутархом, мы находим удивительные строчки, которые помогают понять фанагорийскую надпись. Описывая последнее сражение царя Митридата против римских войск, он сообщает: «Сам Митридат в начале сраженья вместе с отрядом из восьмисот всадников прорвался сквозь ряды римлян, однако этот отряд быстро рассеялся, и царь остался всего лишь с тремя спутниками. Среди них находилась его наложница Гипсикратия, всегда проявлявшая мужество и смелость, за что царь называл ее Гипсикратом. Наложница была одета в мужскую персидскую одежду и ехала верхом; она не чувствовала утомления от долгого пути и не уставала ухаживать за царем и его конем…». Таким образом, надпись подтверждает сведения Плутарха о том, что Митридат называл свою жену или наложницу мужским именем. Это свидетельство, рисующее нам образ амазонки, и дает ключ к пониманию такого странного написания имени жены царя в фанагорийском надгробии: те люди, которые устанавливали надгробный памятник, очень хорошо знали такую, в общем-то, интимную деталь взаимоотношений царя со своей женой как специфическое имя, которым он ее называл. Безусловно, эти люди были близки ко двору Митридата.

Итак, жена (или наложница по версии Плутарха) Митридата Евпатора была похоронена в Фанагории, с некрополя которого ее надгробный монумент был перенесен и уложен в подводный фундамент при строительстве какого-то портового сооружения. Но, как случилось, что Гипсикратия умерла или погибла в Фанагории? Хорошо известно, что накануне смерти Митридата Евпатора в 63 г. до н.э. Фанагория подняла восстание против царя, за этим примером последовали и другие северочерноморские города. Об этом довольно подробно сообщают древние авторы, прежде всего историк Аппиан: «… он (Митридат) послал часть войска в Фанагорию, другой торговый порт при морском устье, чтобы владеть им с обеих сторон, пока еще Помпей был в Сирии. Однако фанагориец Кастор, когда-то оскорбленный царским евнухом Трифоном, напал на Трифона, когда он входил (в город), убил его и призвал народ к свободе. Хотя акрополем уже владели Артаферн и другие сыновья Митридата, жители обложили крепость деревом и подожгли ее, пока Артаферн, а также Дарий, Ксеркс, Оксатр и Евпатра, дети Митридата, испугавшись огня, не сдались и не были пленены. Из них только Артаферну было около сорока лет, остальные же были лишь прекрасными детьми. Клеопатра же, другая дочь Митридата, продолжала оказывать сопротивление; отец, восхищенный ее мужеством, послал множество бирем и освободил ее».

В отношении интерпретации ситуации, которая сложилась в Фанагории ко времени начала восстания, важны следующие обстоятельства. К тому моменту, когда царский евнух Трифон входил в город, акрополь был уже занят митридатовским гарнизоном, которым руководил, по всей видимости, царский сын Артаферн, возможно, вместе со своей сестрой Клеопатрой. При этом Аппиан указывает возраст Артаферна, ему было около 40 лет. Еще старше была Клеопатра, которая была выдана замуж за армянского царя Тиграна II в 95 г. до н.э. В 63 г. до н.э. ей могло быть около 50 лет. Вместе с ними по неизвестной причине на фанагорийском акрополе находились несовершеннолетние дети царя — сыновья Дарий, Ксеркс, Оксатр и дочь Евпатра. Артаферн сдался вместе с несовершеннолетними детьми, опасаясь за их жизнь, на милость фанагорийцев. Впоследствии все они были выданы римлянам. Аппиан, описывая триумфальную процессию Помпея, перечисляет среди прочих ее участников пятерых сыновей Митридата (Артаферна, Кира, Оксатра, Дария и Ксеркса) и двух его дочерей (Оксабарис и Евпатру). Лишь Клеопатра с гарнизоном продолжала сопротивление. Воинский отряд, присланный Митридатом на судах из Пантикапея, спас Клеопатру. К сожалению, мы не знаем, каким образом происходило освобождение дочери царя: то ли солдаты, прорвавшись на акрополь, вывели ее из города, то ли восстание было ими подавлено. Принимая во внимание тот факт, что надгробный памятник Гипсикратии был поставлен на фанагорийском некрополе, и то, что это было сделано людьми, близкими Митридату и знавшими как он называл свою жену, можно полагать, что воины царя захватили город. Но вскоре после смерти Митридата Фанагория получила независимость и автономию.

Очевидно, что Гипсикратия погибла во время этих бурных событий. Она либо уже была в Фанагории вместе с детьми Митридата, среди которых могли быть и ее дети, либо приплыла с военным отрядом на помощь осажденным. Учитывая ее храбрость, последний вариант вполне вероятен. Можно с уверенностью предположить, что вместе с Гипсикратией в Фанагории погибли и другие верные царю люди. Боковые грани надгробного памятника довольно грубо обработаны. Это означает, что они не были видны зрителю, т.е. были закрыты какими-то другими камнями. Скорее всего, памятник Гипсикратии был не один — к нему с боковых сторон примыкали другие надгробия в виде постаментов, на которых стояли статуи. Другими словами, на одном из участков фанагорийского некрополя были вместе похоронены те близкие Митридату люди, которые погибли во время восстания.

В сезоне 2007 г. при раскопках в центральной части Фанагории, на холме, на котором в древности находился акрополь, были найдены остатки большого здания, погибшего в сильном пожаре. От здания сохранились лишь жалкие фрагменты фундаментов. В слое пожара были обнаружены два небольших клада бронзовых монет, которые датируются временем фанагорийского восстания. Весьма вероятно, что именно в этом здании находились дети Митридата в этот решающий момент в их жизни.