Девочка с гроздью винограда

Описание

Инв. № ФМ-КП-12/3 А1536 ГК9180322

Фанагория, 1 в. до н.э.

, , ,

Высота: 8,9 см.
Ширина: 5,2 см.

Утрачены ноги девочки и туловище птицы; сколы, потертость поверхности; формована в двух матрицах: лицевая сторона – в хорошо профилированной, тыльная не моделирована, имеет круглое технологическое отверстие диаметром 2,0; загрунтована и раскрашена: волосы в коричневый, а хитон в розовый цвет.

На аналогичных статуэтках, дошедших до нас в целости, девочка держит на вытянутых руках гроздь винограда, отворачиваясь от гуся. Длинная шея птицы тянется к ягодам, девочка, слегка оборачиваясь назад, смотрит на нее. Персонаж одет в длинный, подпоясанный под грудью хитон, на спину наброшен гиматий. Волосы девочки разделены на волнистые пряди и уложены на макушке в два коримба. Поверх прически надет ободок, часть локонов спадает на плечи. Подобная сцена прослежена на терракотах из Мирины, Киренаика и Северного Причерноморья. Однако наиболее близкие аналогии происходят из Пантикапея.
Гусь был постоянным спутником детских забав, что нашло отражение в изображениях детей, играющих с гусями на краснофигурных хусах 5 в. до н.э. Начиная с 4 в. до н. э. дети с преследующими их гусями начинают воспроизводиться на надгробиях.
Гроздь винограда – обычный, весьма распространенный символ Диониса. Водоплавающие птицы (в том числе гуси и утки) в греческой мифологии тесно связаны с представлениями о загробном мире и хтоническими (подземными) божествами.
Гуси также упоминаются в числе жертвенных животных, приносились они египетской богине Исиде. При археологических исследованиях Косского святилища было найдено много статуэток детей, приносимых родителями Асклепию в благодарность за исцеление ребенка. Происходящее из Пантикапея изображение ребенка-эрота, стоящего у гермы и кормящего хлебцем гуся указывает на жертвенную роль этой птицы.

Публикации:
Каталог/Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства М. 2017, с. 361.

Фанагория. Раскоп "Верхний город". Раскопки В.Д. Кузнецова, 2008