Фрагмент краснофигурной крышки леканы с изображением Эрота и двух женщин

Описание

Инв. № ФМ-КП 1/2 А2 ГК5350751

Фанагория, Аттика, мастерская мастера Мидия, конец 5 в. до н.э.

, ,

Длина: 19,4 см.
Ширина: 13,8 см.
Диаметр венца: 28,6 см.

Склеен из фрагментов со сколами по швам и краям, поверхностные сколы и потертости.

Фрагмент принадлежал большой крышке леканы, украшенной многофигурной росписью. Уцелевшая часть композиции представляет двух женщин и стоящего между ними Эрота-ребенка с венком в руках. Он протягивает его женщине в тонком хитоне и широком плаще, накинутом на одно плечо и окутывающем всю фигуру от талии; часть еe головы утрачена, но видно, что волосы были зачесаны наверх, возможно собраны в узел и украшены венком, мелкие белые лепестки которого сохранились надо лбом. Вторая, левая фигура срезана вертикальным обломом фрагмента ровно по середине, так что уцелел только профиль лица, обращенного к ребенку, поднесенная к губам рука и складки таких же, что и у первой женщины, одежд – тонкого хитона и широкого плотного плаща. На уровне женских голов, ближе к правой, полустертой белой краской сделана надпись – ΠΕΙΦΟ, внизу, за ногами Эрота, еще одна, двухстрочная – [ ]ΜΕΡΟΣ ΑΦΡΟΔΙΤ[ ]. Вокруг стержня ручки шел пояс с орнаментом ов, от которого сохранилась лишь незначительная часть; овы украшали и узкую вертикальную закраину крышки.
Расписавший эту крышку вазописец несомненно был одним из членов мастерской мастера Мидия, причем очень близким ему по манере рисунка. С другой стороны, наличие плотного плаща, ложащегося широкими складками и почти целиком скрывающего фигуру, для мастера Мидия совершенно не характерно. Сходный вариант есть только в росписи наружных сторон килика в собрании музея Гетти, но она также исполнена не самим вазописцем, а одним из мастеров, усвоивших его манеру рисунка.

Публикации:
Фанагория. 2015. Альбом. Под ред. В.Д. Кузнецова, А.А. Завойкина. Москва. с. 91.
Каталог/Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства М. 2017, с. 344.

Фанагория. Раскоп "Верхний город". Раскопки В.Д. Кузнецова, 2014