Тулово утрачено; граффито сохранилось на основании ножки чаши, читается хорошо.
На внешней стороне поддона процарапано граффито:
ΑΒΓΔΕΖΗΙΘ | Α Ν Π
Керамика была одним из дешевых подручных материалов, который использовали для обучения письму. Алфавитные упражнения, написанные на черепках, находят в разных уголках античного мира. Граффито из Фанагории представляет прекрасный образец ученической записи алфавита. Наличие дигаммы после эпсилон и форма бетты указывают на то, что автор граффито не был выходцем из Ионии (совр. западная часть Малой Азии и прилегающие острова). В 7–5 вв. до н.э. дигамма использовалась в алфавитах Пелопоннеса, Северной и Центральной Греции (исключая Аттику), на островах Крите и Эвбее. О том, что абецедарий является грамматическим упражнением, а не магической формулой, свидетельствуют: 1) ошибочное написание йоты между этой и тетой, вписанной косо и крупно между ними; 2) написание с разбивкой и без соблюдения алфавитного строя альфы, ню, пи.
Публикации:
Завойкина Н.В. 2015. Малая эпиграфика, in: В.Д. Кузнецов, А.А. Завойкин (ред.), Фанагория. Москва. С. 136–137.
Каталог/Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства М. 2017, с. 367.
Фанагория. Раскоп «Верхний город». Раскопки В.Д. Кузнецова, 2014