Эллины почитали множество богов, но только двенадцать из них, живших как считалось, на горе Олимп, были включены в пантеон во главе которого стоял Зевс – царь богов и людей. Также в олимпийский пантеон входили: Гера, Афина, Аполлон, Артемида, Афродита, Арес, Деметра, Дионис, Гермес, Гефест и Гестия. Братья Зевса, Аид – владыка царства мертвых, и Посейдон – повелитель морской стихии, не включались в олимпийский пантеон.
Воля богов определяла все – от жизни каждого человека до судьбы государств. Судьба почиталась, как женское божество Тиха (особенно ее значение выросло в эпоху эллинизма).
В представлении греков боги были антропоморфны – похожи на людей не только обликом, но и подвержены человеческим чувствам и страстям (любовь, ревность, зависть, ненависть и т.д.).
Боги греков обычно ассоциировались с несколькими функциями, часто противоположными. Например, Аполлон был не только богом света, покровителем искусств и врачевателем, но также мог губить людей и насылать эпидемии. Афина была богиней мудрости и богиней-воительницей.
Религия эллинов не была догматической, так как у них не было «священного писания» (подобного «Библии» или «Корану»). В определенной степени роль «священных писаний» для греков играли «Теогония» («Происхождение богов») Гесиода и поэмы Гомера.
В каждом греческом государстве особо почитался свой бог-покровитель. Где-то это был сам Зевс (в Олимпии, Додоне и т.д.), где-то другие божества: Гера (в Аргосе), Афина (в Афинах), Аполлон (в Дельфах), Афродита (в Фанагории) и т.д. Храм главного бога обычно находился на акрополе (возвышенной и укрепленной части города). Некоторые храмы и святилища имели общегреческое значение (например, храм Зевса в Олимпии, святилище Аполлона в Дельфах, святилище Асклепия на о. Кос).
Большой популярностью у греков пользовались культы героев – детей богов и смертных людей (Геракл, Ахилл и др.). Многие из них почитались как благодетели людей. Позднее посмертная героизация стала распространяться и на некоторых реальных людей (основателей городов и т.д.).
В отличие от многих древневосточных обществ, в греческих государствах жрецы не составляли отдельной группы (сословия), а являлись по сути одной из категорий должностных лиц (обычно избиравшихся на определенный срок), ответственных за организацию культа, ритуалов и религиозных праздников. Также у греков не было религиозной структуры, которую можно охарактеризовать как церковь.
Религиозная сфера была важнейшей частью частной и общественной жизни древних греков, так как она была связана с обеспечением благополучия – как отдельного человека, так и всей общины, к которой он принадлежал.