Реставрация в Фанагории.

   Реставрация является неотъемлемой частью археологии, так как она направлена на сохранение материальных объектов исследования. Очень часто только в процессе реставрации раскрывается информация носителями которой являются археологические находки.  В условиях приморского климата с постоянной высокой влажностью и засоленными почвами сохранность археологических предметов как правило неудовлетворительна, а при извлечении объектов из слоя ускоряется процесс их разрушения.

   Стационарная реставрационная лаборатория оборудована всем необходимым для исследования, реставрации и консервации артефактов из керамики, камня, стекла, кости и металла.                

   Поступающие из раскопа предметы проходят превентивную консервацию, а затем в зависимости от состояния сохранности и информационной значимости находки поступают в неотложную консервацию и реставрацию.

   Имеющийся в исследовательской базе научного центра М1 MISTRAL является (2энергодисперсионным рентгено-флуоресцентным спектрометром, который применяется для определения элементного состава объемных материалов, а также для анализа покрытий (определение толщины и состава). Специфическая аналитическая задача, для которой применяется М1 MISTRAL – это анализ сплавов требующий высокой точности и исключающий разрушение предмета, то есть это один из наиболее точных неразрушающих методов исследования металлов и их сплавов. Получив точные сведения о составе сплава мы не только составляем программу реставрации, но и получаем ценнейшие исторические сведения.  В настоящее время уже стало очевидным, что знание состава сплава монет дает качественно новые сведения, позволяющие уточнить многие важные исторические аспекты, например торговые связи того или иного государства, технологические влияния, кризисные явления и т.д. Исследование состава сплава монет имеет большое значение для истории металлургии, так как в отличие от других древних изделий из металла монеты представляют собой независимо датируемый материал, что позволяет определить, где и когда впервые стал применяться тот или иной металл или сплав.

   Не менее интересны и другие предметы декоративно-прикладного искусства. Так например ювелирные украшения. Применяя неразрушающие методы исследования и сохраняя аутентичность вещей в процессе реставрации мы получаем не только понимание эстетической стороны произведений но и можем определить технику ювелирного производства применяемую две тысячи лет назад.

Наиболее массовыми материалом археологических исследований Фанагории являются находки из керамики, которая как правило фрагментирована, покрыта почвенными и известковыми наслоениями, засолена. Одновременно с камеральной обработкой проводится неотложная консервация керамического материала. В случае необходимости объекты поступают в реставрационную лабораторию.

Отдел научной реставрации, консервации и реконструкции музейных предметов

Сотрудники

Гунчина Ольга Леонидовна

начальник отдела научной реставрации, консервации и реконструкции музейных предметов

08.08.1961 г., Астрахань
Образование:
Кустанайский педагогический институт, биолого-химический факультет, 1985 г.
С 1991 по 1994гг работала в Керченском историко-культурном заповеднике сначала лаборантом затем младшим научным сотрудником отдела охраны памятников. В 1994 году начала обучение реставрации предметов декоративно-прикладного искусства в Научно-исследовательском реставрационном центре Украины (г Киев) под руководством реставратора высшей категории, заведующего кафедрой реставрации предметов декоративно-прикладного искусства Украинской академии искусств профессора Минжулина А.И. В 1995 году в Керченском историко-культурном заповеднике был организован отдел реставрации и О.Л. Гунчина заняла должность заведующей отделом реставрации.
В 2016 году Российским министерством культуры была аттестована как реставратор высшей категории произведений из металла и принята на должность начальника отдела научной реставрации Музея-заповедника «Фанагория».

Эскандеров Никита Владимирович

художник-реставратор

03.10.1994 г., ст. Калининская, Краснодарский край
Образование:
Кубанский государственный университет, художественно-графический факультет, 2017 г. Прошел дополнительное обучение и допущен к реставрации керамики.

Левитин Николай Алексеевич

реставратор

15.02.1983 г., Москва
Образование:
Российский Государственный Социальный университет, специалист по социальной работе, 2014 г.; повышение квалификации в Федеральном государственном бюджетном научно-исследовательском учреждении «Государственный научно-исследовательский институт реставрации» по дополнительной профессиональной программе «Реставрация и консервация музейных предметов из металлов», 2021 г.