Мальчик с петухом

Описание

Инв. № ФМ-КП-9/126 А1449 ГК8768155

Фанагория, Фанагория, 1 в. до н.э.

Материалглина
Высота6,46 см
Ширина4,21 см

Глина; формована в двух матрицах: лицевая сторона в профилированной матрице, тыльная – в не моделированной, имеет отверстие для выхода воздуха.

Утрачена нижняя часть статуэтки, небольшие сколы по краям, потертость поверхности.

На целых аналогичных терракотах обнаженный юноша стоит, отставив, согнутую в колене левую ногу назад, обеими руками прижимает к груди петуха.788 На голове шапочка с валиком, за спиной развивается скрепленный спереди пряжкой гиматий. Начиная с конца 3 в. до н.э., подобные статуэтки приходят на Боспор из Малой Азии и бытуют здесь до начала 1 в. н.э. Известны различные варианты данного сюжета: вместо юноши представлен мальчик или девочка, петух заменяется гусем или уткой. Нередко к фигуре детей приделывали крылья, превращая персонажа в Эрота или Психею.
Возможно, перед нами изображение не самого божества, а адоранта – человека, приносящего дар. Так, петух был одной из наиболее частых жертв кабирам. Кроме того, греки всех возрастов любили петушиные бои. Высоко ценились за свою воинственность танагрские и родосские петухи. Накануне схватки для повышения агрессивности их кормили чесноком и луком. Платформа с возвышенными краями и бронзовые наконечники на шпорах птиц делали представление более зрелищным. Азарт подогревался высокими, иногда разорительными для проигравших ставками. Этот вид развлечений помимо воспитательной функции имел сакральное значение. Петух своим кукареканьем возвещал рассвет, распугивая демонов темноты. Поэтому, с одной стороны, являясь солнечной птицей, он посвящался Зевсу, Аполлону и Гермесу, как вестнику богов, а с другой, особенно черной масти, – приносился в жертву хтоническим силам (Дионису и Персефоне). Сторожевая природа петуха сделала его атрибутом Афины.
В силу своей природной плодовитости он не только изображался на бронзовых зеркалах вместе с Афродитой, но и стал любовным даром мужчины юноше, что нашло свое отражение в вазописи, особенно в сценах похищения Ганимеда Зевсом.
Ритуал из области природной магии, включавший обхождения виноградника с разрезанным петухом и последующее закапывание его в землю, упомянутый Павсанием, защищал лозу от холодного Ливийского ветра.
Изображение персонажа рядом с гермами и алтарями также наделяло сюжет культовым смыслом.

Публикации:
Каталог/Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства М. 2017, с. 371.

Фанагория. Раскоп «Верхний город». Раскопки В.Д. Кузнецова, 2015